Эра «умных дорог»

16 Января 2017

Эра «умных дорог»

 

Говоря об «умной дороге» или, так сказать, о ее интеллекте, необходимо учитывать ряд взаимозависимых элементов, без которых такое понятие, как «ИТС», существовать не может. Основные составляющие «умной дороги» – навигационные системы, инфраструктура, транспорт, связь, информационные системы и пользователи. Они должны быть понятны, стандартизированы и защищены. Эта мысль красной нитью проходит на всех форумах через выступления специалистов, осуществляющих свою деятельность в области ИТС.

Вес и габариты будут «пробиты»

  Сегодня «умная дорога» – это прежде всего взаимодействие транспорта и инфраструктуры. Большую работу в развитии этого направления ведет Федеральное дорожное агентство.

– Тесная взаимосвязь двух составляющих позволит решить целый комплекс проблем, – считает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. – В том числе повысить безопасность дорожного движения, грузооборот и пассажирооборот, сократить эксплуатационные затраты на содержание автомобильных дорог и улучшить комфорт пользователей транспорта.

Между тем качественное взаимодействие транспорта и инфраструктуры невозможно без дальнейшего развития ИТС. Поэтому в Росавтодоре особое внимание уделяется созданию интеллектуальных систем для организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий. К примеру, система оперативного мониторинга транспортно–эксплуатационного состояния автомобильных дорог, предназначенная для получения информации с сети автодорог федерального значения в режиме реального времени. Оперативный мониторинг осуществляется 966 системами метеомониторинга, 1371 системой видеонаблюдения и 981 автоматизированным пунктом учета интенсивности и состава дорожного движения. Сегодня система оперативного мониторинга используется в ситуационном центре Росавтодора, а также в подобных центрах органов управления дорожным движением, подведомственных агентству.
Другая система, используемая Росавтодором в рамках реализации мероприятий ФЦП «Глобальная навигационная система», – комплекс «Дортранснавигация». Он является организационно–технической основой для получения объективных данных о фактически выполненных объемах работ. Под контролем системы работают более 9 тыс. дорожных машин, принадлежащих 600 подрядным организациям. Все дорожные машины оснащены бортовым навигационно–связным оборудованием.

Что касается системы автоматизированных пунктов весового контроля, то ей отведена одна из важнейших задач – контролировать сохранность автомобильных дорог при перевозках сверхнормативных грузов.

– Нами разработан и утвержден план мероприятий, направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств по автодорогам общего пользования, – отметил Роман Старовойт. – К 2021 году Росавтодору поручено обеспечить на федеральной сети автомобильных дорог 387 автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. Пока таких пунктов 24. Все они включены в единую систему, которая позволяет контролировать каждое транспортное средство, проходящее через измерительное оборудование, и определять нагрузку по каждой оси, полную массу, расстояние между осями, количество скатов на оси, габариты транспортного средства, государственный регистрационный номер. По базе Госавтоинспекции МВД России определяется собственник транспортного средства, по данным Росавтодора – сведения о наличии спецразрешения на движение тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства.
Запуск централизованной системы проверки, с помощью которой будет осуществляться формирование постановлений об административных правонарушениях, планируется в 2017 году. Но уже сегодня готовность работать в этом направлении выразил ЦАФАП России по Вологодской области. Кстати, по итогам антирейтинга, составленного в 2016 году в отношении регионов, где ситуация с перегруженными грузовиками является наиболее критической, Вологодская область вошла в первую пятерку. Там были зафиксированы 26 тыс. нарушителей, средний перевес составил 22%. С учетом этого с 1 октября 2016 года в области в промышленную эксплуатацию в рамках пилотного проекта была запущена интеллектуальная автоматическая система весогабаритного контроля. Среднее количество нарушений по весовым параметрам за неделю до начала пилотного проекта составляло 306 нарушений в день. Теперь же – 58 нарушений по весовым параметрам.

– Цель этих мероприятий – не сбор штрафов, а обеспечение безопасного и комфортного движения всех пользователей автомобильных дорог, – подчеркнул Роман Старовойт.

Для наглядности он привел примеры нарушений весогабаритных параметров и в других регионах. В Ленинградской области зафиксированы 373 тыс. нарушителей, средний перевес составил 47%. В Новосибирской – 21 тыс. нарушителей, а в Калининградской и Волгоградской областях соответственно 19 и 9,4 тыс. нарушителей.

На примере проекта «Платон», который является крупнейшим по протяженности охваченных дорог проектом государственно–частного партнерства в транспортном комплексе в мире, Роман Старо-
войт рассказал о перспективах развития ГЧП–проектов. В частности, предполагается оказывать господдержку региональным проектам ГЧП, удовлетворяющим установленным критериям эффективности. По итогам первого этапа отбора дорожных проектов на софинансирование за счет сборов от использования системы «Платон» претендуют три субъекта Российской Федерации, где общая протяженность запланированных к строительству дорог составляет 42 километра. Общая стоимость проектов – свыше 94 млрд рублей. Это строительство автомобильной дороги «Обход Хабаровска», моста через реку Обь в Новосибирске, строительство и реконструкция автодороги Пермь – Березники со строительством восточного обхода Перми.

Росавтодор ведет также активную работу по подготовке инфраструктуры для возможности передвижения беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. В рамках этой деятельности Федеральное дорожное агентство осуществляет тесное взаимовыгодное сотрудничество с АО «ГЛОНАСС», АО «РОСНАНО», ПАО «КАМАЗ», Ростелекомом, МАДИ и другими организациями и предприятиями при поддержке Минтранса России.

Подробнее на сайте http://transportrussia.ru/item/3411-era-umnykh-dorog.html

«Транспорт России» Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета